Страница педагога психолога

 

Подростки  часто романтизируют  образ человека, способного к суицидальному поведению. По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, характера, смелости. Они не думают о  необратимости факта смерти, психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит. Подобный поступок свидетельствует о слабости, эгоизме, безответственности, неумении решать проблемы, нарушениях психического здоровья.

Я хочу в очередной раз обратить внимание педагогов, родителей на эту проблему.  Мои материалы помогут вам предостеречь от страшного шага подростков.

Педагог-психолог -  Шлыкова Елена Анатольевна

« Мы выбираем жизнь, они смерть.

Мы строим планы на будущее, у них…

У них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

Но как велика пропасть между нами,

читающими эти строки,

И тем, кто решился на самоубийство?

Как сильно нужно измениться человеку,

Чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг.

Они не были рождены самоубийцами,

но умерли с этим клеймом.

      Они продолжают умирать

Статистика

По данным Всемирной организации здоровья 20% самоубийств, приходится на подростковый и юношеский возраст. Полученная информация вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку указывает на рост в течение последних трех лет, как количества самоубийств, так и попытки к ним среди подростков. Исследование, проведенное среди молодежи, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большому риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

Педагогам и родителям важно знать, в чем заключается проявление предсуицидального поведения. Признаки эмоциональных нарушений.

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость;
  • Частые жалобы на соматическое недомогание ( на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружение или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • Уход от контактов, изоляция о т друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
  • Погруженность в размышления о смерти;
  • Отсутствие планов на будущее;
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив  в будущем.

К внешним проявлениям относятся:

  • Тоскливое выражение лица ( скорбная мимика), гипомимия, амимия;
  • Тихий монотонный  голос, замедленная речь;
  • Краткость ответов, отсутствие ответов;
  • Ускоренная экспрессивная речь;
  • Общая двигательная заторможенность, бездеятельность или двигательное возбуждение;
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, обращение к врачу за помощью;
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания.

Вегетативные нарушения

  • Чувство физической тяжести, душевной  боли в груди
  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
  • Нарушение менструального цикла
  • Пища ощущается безвкусной
  • Нарушение ритма сна
  • Слезливость
  • Ощущение комка в горле
  • Повышенное артериальное давление
  • Сухость во рту
  • Головные боли
  • Снижение или повышение  веса тела
  • Снижение аппетита
  • Отсутствие чувства сна
  • Запоры
  • Тахикардия
  • Расширение зрачков
  • Бессонница

Когда следует обращаться за профессиональной помощью

Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если:

- вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо;

- у вас нет интереса к чему бы то ни было;

- ваше здоровье существенно подорвано;

- вы попадаете в зависимость от лекарств и алкоголя;

- вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве;

- вы думаете о самоубийстве.

Об этих признаках очень важно рассказать кому-нибудь, обратиться к психологу.

Помните, что обращение за профессиональной помощью не является слабостью, а наоборот, говорит о мужестве и решимости.

Рекомендации родителям и педагогам:

  1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.
  2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.
  3. Главный козырь взрослых -  это терпение и тактичность.
  4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.
  5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, передать что – то. На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы:

а) обучение способам расслабления;

б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка ( публичное выступление, ситуация знакомства);

в) подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование;

е) использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с яркими характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

Правила общения с человеком с суицидальными мыслями

  1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам.
  2. Будьте заинтересованы в судьбе этого человека и готовы помочь.
  3. Позвольте выговориться – человек почувствует облегчение.
  4. Не оставляйте в одиночестве.
  5. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве – дайте ему эмоциональную опору.
  6. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
  7. Соблюдайте такт, терпение.
  8. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
  9. Помогите осознать, что можно обратиться за помощью к друзьям, семье, врачу, психологу, священнику.
  10. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность.
  11. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому.
  12. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив.

Мы все умрем, людей бессмертных нет.

И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след, дом иль тропинку, дерево иль слово.

Им не исчезнуть  начисто, дотла.

Спешите ж делать добрые дела!